Марки вертолётов: Вертолет марки SA.321K

Израиль, который был в 50-60-х годах основным «клиентом» авиапрома Франции, внимательно следил за веяниями авиационной моды Парижа. Появление нового вертолета не было оставлено без внимания, а уже в 1965 году израильская Армия обороны заказала 12 фрелонов SA.321K в транспортной модели с фюзеляжем для сухопутки. Так Израиль стал первым иностранным покупателем данных машин, а поставки туда новых машин были начаты почти сразу с поступлением в ВМС Франции.

Поступление на вооружение

Вертолеты SA.321K попали на вооружение 114-й израильской АЭ ВВС. Она была сформирована в начале 1966 года для использования новых супер фрелонов, что получили здесь название «Цира».

К старту «шестидневной» войны в страну поступило только 4 вертолета. Невзирая на это, 114-я АЭ под руководством Хаина Наве принимала активное участие для обеспечения действий на войне. Уже в первые сутки войны фрелоны летали над Синаем, эвакуируя раненых.

После окончания боевых действий в страну прибыли оставшиеся 8 заказанных «шершней». В будущем экипажи 114-й АЭ принимали участие во многих операциях «войны на истощение», что длилась до августа 1970 года.

В октябре 1967 года фрелоны спасали моряков с затопленного ракетными катерами Египта эсминца Израиля «Эйлат». В конце октября 1968 года четыре вертолета 114-й АЭ произвели 700-километровый рейд в глубину территории Египта для уничтожения ГЭС в Надж Хамди, а также моста в Кина. Операция была успешной, а в будущем такие рейды стали привычной тактикой Израиля в «войне на истощение».

Операции по спасению

В декабре 1968 года террористы из Палестины захватили в греческой столице «Боинг-707» компании «Эл-Ал». Они перелетели на нем в Бейрут. Для того чтобы освободить заложников, израильтяне проводили операцию «Тшура». Вечером 28 декабря 3 фрелона доставили на поле аэропорта в Бейруте отряд коммандос, что успешно исполнил задание. Перед уходом десантники уничтожили 13 лайнеров арабских компаний.

Данная акция, что была проведена на территории бывшего владения Франции с применением французской техники, вызвала реакцию – французское правительство запретило поставлять оружие в Израиль, положив конец планам закупить новую партию фрелонов. Израиль обратился к компании «Сикорский», приобретя вертолеты СН-53.

Громкая операция

Через год фрелоны опять принимают участие в громком рейде «Тарнегол-53», ее целью был захват РЛС Египта типа П-12, что находилась в Рас-Арабе на побережье Красного моря. 3 вертолета ночью доставили коммандос, который смог нейтрализовать охрану поста РЛС. После этого 2 новых «си стэльена» забрали оборудование РЛС на внешнюю подвеску и привезли в Израиль. В начале следующего года SA.321K высадили военных, которые захватили остров Шадуан в Синае.

К началу новой войны с арабами в 1973 году основой парка транспортных вертолетов Израиля составляли «си стэльены», а фрелоны также продолжали активно применять. В процессе форсирования Израилем Суэцкого канала в октябре 1973 года SA.321K выполняли транспортные задачи, а также эвакуацию раненых.





Rambler's Top100