Марки вертолётов: Вертолет SM-1

Модель SM-1 являет собой многоцелевой вертолет, который был разработан компанией из Польши PZL Swidnik на базе вертолета Ми-1.

Причины

Необходимость освобождения мощностей авиапромышленности СССР под создание остро необходимых для армии вертолетов модели Ми-4 и при этом потребность ГА и ВВС в легким Ми-1 побудили руководителей государства принять решение о том, чтобы передать производство последних государствам-сателлитам Советского Союза.

Для этого максимально подошла Польша, которая располагала квалифицированным персоналом в сфере авиапромышленности и требуемым производственным потенциалом. В 1954 году заключили первый межправительственный контракт о создании Ми-1 и его агрегатов на территории Польши. В тоже время было начато перепрофилирование авиационных заводов в Свиднике, которые раньше выпускали элементы для завода в Мелыде.

Подготовительный этап к выпуску целиком нового изделия требовал от коллектива компании освоения новых профессий и технологий, в чем немалую помощь оказала группа инженеров, командированных из Советского Союза.

Первая сборка

Первый Ми-1 был собран в Свиднике из компонентов, которые поставляли из СССР. В конце весны 1956 года летчик-испытатель из СССР Винницкий поднял вертолет в небо. В тот же месяц данный вертолет экспонировался на мировой Лейпцигской ярмарке.

К середине лета летчики Обушко и Винницкий подготовили первых вертолетчиков Польши: Тадеуша Папайского, Януша Охалика, Ришарда Косиола, Ришарда Витковского, Станислава Гаевского. В дальнейшем они занимались испытанием серийных машин и подготавливали пилотов для новой техники.

В августе 1956 года четверо польских Ми-1 публично показали общественности в процессе показательного полета на Окесе. Серийные машины получили название SM-1/300, они отвечали Ми-1 Т.

С начала 1957 года вертолеты производились из польских деталей, помимо мотора. Но уже под конец этого года мотор АИ-26В с обозначением Lit-3 был освоен на заводе Жешува.

Модификация

В 1958 году было начато производство модификации SM-1/600, на основе нее создавали целое семейство машин SM-1Z-сельскохозяйственный, SM-1D-монтажно-крановый, SM-1S-санитарный, а также SM-1Sz – для обучения.

В 1960 году цех по сборке начали покидать модели SM-1W, а с 1963 года – улучшенные SM-1Wb с бустерами в системе контроля, а также лопастями несущего винта из цельного металла. Производство этого варианта длилось до 1965 года. В общей сложности в Польше было произведено 1597 моделей вертолета SM-1 различных модификаций. Из них многие использовались в СССР.





Rambler's Top100