Марки вертолётов: «Гомер» - гигант вертолетов

«МИ-12» или, как его официально называют - «В-12» - это не просто вертолет, – а настоящий гигант винтокрылого пространства. Самый тяжелый, самый грузоподъёмный, он впечатляет не только снаружи, но и внутри. Живое воплощение смелости и новаторства конструкторов СССР, он до сих пор не превзойден ни одним конкурентом!

История создания

С появлением в 60-х стратегических ракетных войск родился и вопрос, как доставить к построенной в Сибири площадке старта ракету баллистическую, неразборную. В то время ни один вертолет не давал такой грузоподъёмности, и это не устраивало военных. Несколько бюро одновременно получили заказ на создание проекта вертолета для тяжелых грузов. Результатом работы стал МИ-12.

Это последняя работа Михаила Миля, создателя легендарных машин МИ, многие из которых летают до сих пор, а то и вовсе модифицируются и становятся основой для современных вертолетов. На момент создания грузового гиганта Миль был уже признанным в мире гением тяжелых вертолетов, благодаря чему его проект и одержал в конкурсе безусловную победу.

Первые творения

Амбициозный проект еще до испытания выглядел невероятно – он мог поднимать вес до 105 тонн, и был реализован с поразительной скоростью. Еще в 1962 году правительство только подняло вопрос о создании такого вертолета, а спустя пять лет он уже отправился в свой первый полет. Огромная машина длиной 37 метров с винтом 35 метров в диаметре в теории могла развить скорость до 260 км/ч, но в реальности, чуть оторвавшись от земли, потеряла управление и почти полностью разбилась. Причина стала известна почти сразу – неисследованный ранее вид колебаний угрожал только машинам огромной мощности. Устранение же проблемы заняло больше года. Только в 1969 удалось, наконец, поднять груз в 44,205 тонн на высоту более 2,2 километров, установив, таким образом, рекорд, который не побит до сих пор.

Мировое признание

Через два года конструкция была представлена на международном салоне во Франции, став открытием 1971 года! Хотя планировали сделать упор изначально на Boeing Vertol CH-46, представленное советами невероятное произведение вертолетного мастерства легко оставило знаменитость в тени. Конструкторы получили даже приз за выдающиеся достижения в самолетостроении. К сожалению, получить приз конструктору так и не удалось – к тому времени он уже скончался, не пережив скорее всего первой неудачи своего любимого детища.

Несмотря на гигантские возможности, вертолет был снят с производства – у армии появились за десять лет другие приоритеты. Кроме того, уже создали и Ми-26, способный расходовать топливо куда экономнее. Гигант же остался в памяти и на музейных стендах как модель. Его даже в производство не выпускали, так что сегодня можно увидеть только два экземпляра необычной конструкции.



Rambler's Top100