Автопилот в вертолетах Robinson
В современной вертолетной авиации автопилотом называется устройство, обеспечивающее автоматическое управление летательным средством и его полет по определенному маршруту. Впервые автопилоты на воздушных судах были установлены на самолетах еще в тридцатых годах двадцатого столетия. Эти приспособления облегчали процесс управления вертолетами, обеспечивая стабилизацию их по крену, рысканию и тангажу. В поздних усовершенствованных автопилотах появилась возможность стабилизировать воздушное судно по скорости и высоте.
Креном называется поворот летательного аппарата вокруг продольной горизонтальной оси. А тангаж – это поворот около поперечной оси. Если тангаж положительный, у судна поднимается нос, а если отрицательный, то нос опускается. Рыскание – это поворот около вертикальной оси.
Функция автопилота
Таким образом, автопилот обеспечивал дополнение действий командира воздушного судна, а не их замену. Задача пилота – выбрать курс и следить за тем, как он соблюдается. Автопилот в этом ему только помогал придерживаться определенного маршрута.
Новые системы автоматического управления полетом имеют способность выбирать курс. Таким образом, пилоту достаточно просто ввести в компьютер главные полетные параметры, а программа выполнит все остальное.
Говоря условно, командующий воздушным судно во время долгого рейса может поднимать аппарат в воздух, включать автопилот и спокойно наслаждаться полетом, практически не прикладывая усилий для поддержки судна в воздухе.
Особенности вертолетного автопилота
В отличие от самолетных средств, вертолеты начали комплектовать автопилотным управлением не так давно. Это обусловлено характеристиками аэродинамики и управлением винтокрылыми аппаратами. Данные особенности будет проще понять при сравнении самолетов с вертолетами.
Набрав высоту, и выйдя на заданный курс, самолет продолжает оставаться стабильным по рысканию, крену и тангажу. Командиру даже без автопилота не приходится все время держать руки на штурвале и каждый раз оценивать положение воздушного судна, парировать аэродинамические действия.
С учетом характеристик аэродинамики вертолет в принципе является нестабильным в воздушном пространстве. Поэтому пилотов постоянно учат держать руки на штурвале, все время быть на чеку, наблюдать за аэродинамическими изменениями. Так что вертолет, в отличие от самолета, в любое мгновение может полностью выйти из-под контроля за несколько секунд.
Такие отличия связаны с конструкцией вертолета и самолета. Крыло самолета создает лишь подъемную силу. А винт вертолета обеспечивает и подъемную силу, и тяговые свойства, и реактивное вращение. Поэтому вертолетным автопилотам приходится намного сложнее. На вертолетах коммерческого типа, как правило, устанавливают не настоящие автопилоты, а специальные системы, обеспечивающие автоматическую стабилизацию. Они не дают пилоту полностью отвлекаться от управления винтокрылым судном.