Посадка вертолета с помощью авторотации

Если в процессе полета у самолета отказал мотор, пилот может предпринять меры по спасению пассажиров и летательного аппарата. Существует мнение что поскольку вертолет не оснащен крыльями, он не имеет способности планировать. Неужели при отказе мотора ничего нельзя сделать с винтокрылой машиной? На самом деле вертолет может выполнить посадку, используя режим авторотации винта.

Что такое авторотация?

При возникновении неполадок с силовым агрегатом вертолет можно посадить, перейдя на режим авторотации. Авторотация представляет собой процесс вращения винта вертолета при помощи набегающего воздушного потока. В процессе авторотации создается подъемная сила, которая является достаточной для планирования, мягкой посадки и маневрирования судном.

Зачастую данный режим применяется для аварийной посадки винтокрылой машины в случае отказа мотора. Также авторотацию могут использовать, когда из строя выходит рулевой винт или начинаются сбои в управлении по рысканью, отчего продолжать стандартный полет не представляется возможным.

Авторотация представляет собой аварийный режим, который нужно обязательно освоить каждому пилоту, но только под началом опытного инструктора. От того, насколько пилот умеет управлять вертолетом в автоматическом режиме ротации, зависит сохранность машины, жизни экипажа и других людей.

Принцип действия авторотации

Когда раскручивается несущий винт аппарата за счет энергии мотора, он создает нисходящий поток воздуха и работает по принципу пропеллера, ориентированного в пространстве в горизонтальном направлении.

Если в процессе полета перестает функционировать двигатель, скорость вращения винта снижается, а машина теряет скорость полета. В это время на лопасти воздействует воздушный набегающий поток. При определенных условиях это действие раскручивает несущий винт, снова создающий подъемную силу. В авторотационном режиме винт функционирует как мельница, ориентированная горизонтально.

Чтобы кинетическая энергия при авторотации не расходовалась на вращение мотора, в вертолетах применяется обгонная муфта. Данная деталь обеспечивает блокировку передачи крутящего момента на ведущий вал с ведомого. Подобные обгонные муфты встречаются на велосипедах. За счет этих устройств педали не крутятся, если транспорт катится с горы по инерции.

К слову, гиропланы или автожиры оснащаются несущим винтом, который вращается и создает подъемную силу исключительно за счет авторотации. Подобные летательные аппараты похожи на вертолеты по внешним параметрам, однако принцип их полета больше напоминает работу самолетов.

Аварийная посадка

Посадка вертолета в авторотационном режиме является обязательным пунктом подготовки пилотов. Последовательность действий пилота зависит от разновидности воздушного судна, скорости полета и высоты, а также места посадки и прочих факторов. Поэтому в каждом индивидуальном случае авторотационная посадка имеет свой алгоритм действий.



Rambler's Top100