Вертолет «Черная акула»

Разработка вертолета боевого назначения В-80 была начата зимой 1977 года под предводительством главного конструктора С.В. Михеева.

Как создавался вертолет «Черная акула»

В работе широкое применение получил опыт создания проектов вертолетов В-100 и В-50. Во время определения внешнего вида вертолета было разработано три варианта съемы аэродинамики: винтокрылая, поперечная и соосная. Первые две имели не совсем удовлетворительные массогабаритные характеристики, поэтому конструкторы остановились на классической для ОКБ соосной схеме.

Чтобы уменьшить массу машины, было принято решение отказаться от оператора штурмана вместе со средствами жизнеобеспечения и защиты. При этом, чтобы совместить одним членом экипажа всех функций штурмана и летчика, было принято решение широко применять средства автоматизации процессов боев, были внедрены системы автоматизации, применявшиеся для вертолетов Ка-27 и Ка-25. С целью обработки концепции одноместного вертолета боевого типа специалистами был создан ряд специальных стендов, на основе Ка-29 была сооружена летающая лаборатория, имитирующая одноместную кабину.

Новое оснащение вертолета

Разработка навигационного прицельного комплекса была назначена ленинградскому заводу. С целью уменьшения потенциальных боевых потерь был воплощен принцип длинной руки, действие вооружения машины должно было быть больше, чем действие систем ПВО вражеского арсенала. В качестве главного вооружения была принята установка противотанкового назначения «Вихрь», разработанная в тульском институте приборостроения.

Большое внимание уделялось увеличению боевой живучести: двигатели разнесены на борта, использована технология бронирования, экранирования важнейших систем менее важными, заполнение баков с топливом пенополиуретаном. Также была увеличена величина тяг управления. В первый раз на серийной машине было использовано катапультное кресло, разработанное НПО «Звезда». Вопросы техобслуживания прорабатывались совместно с научным институтом ЭРАТ. К работе над новой вертолетной машиной были привлечены специалисты иных организаций УНИИ и ЦАГИ машиностроения.

Эскизная модель вертолета была продемонстрирована весной 81-го года. Спустя год было окончено производство первого прототипа. В июне 82-го года летчик испытатель Бездетнов впервые провел висение на вертолете, а через неделю был выполнен первый круговой полет. В конце лета 83-го года к испытаниям подключился второй прототип. Заводские испытания были окончены в июле 84-го года. Уже спустя год на полигоне были проведены первые сравнительные испытания моделей. Согласно результатам, было принято решение о проведении национальных испытаний и запуске В-80 на производстве «Прогресс». В середине лета 88-го года на четырех прототипах были выполнены летные конструкторские испытания. В конце весны 1991 года в Арсеньеве был произведен впервые серийный вертолет.



Rambler's Top100