Ударный вертолет будущего: Камов против Миля
Министерство обороны России уже раньше объявляло начало исследовательских и научных проектов по программе «Перспективный ударный вертолет». В то время оба конструкторских бюро не смогли выполнить поставленных целей, хотя их проекты были уже готовы развивать высокую скорость полета, но их эксплуатация и обслуживание по расходам существенно превышали позволенный порог.
Достижения КБ Миля
Милевцы в первых своих проектах продвинулись дальше, чем камовцы. Для отработки идей по скоростному вертолету они передали в лабораторию один из образцов Ми-24. Одним из явных отличий стала новая кабина для одного пилота с низкими показателями аэродинамического сопротивления. Данное решение дало возможность значительно сократить массу машины, поскольку именно на долю кабины приходится большая часть бронирования летательного аппарата. Вот только заранее можно предусмотреть, что военные действия не предусмотрят сокращение экипажа.
В КБ Камова еще при создании знаменитой «Черной акулы» был использован этот прием. В целом, боевые характеристики машины от этого не сократились, только вот пилотировать могли только самые опытные пилоты. Помимо того, присутствие двухместной кабины – обязательное требование большинства зарубежных покупателей русских вертолетов. Далеко не каждое государство может подготовить отличных пилотов, поэтому лучше не нагружать на летчика штурманские обязанности.
Тем не менее, на лабораторном вертолете Ми-24 были использованы не такие явные изменения. Таким образом, при создании скоростного аппарата конструкторы КБ Миля создали принципиально новые лопасти. Позднее их применяли для усовершенствования Ми-28 «Ночной охотник». В итоге после нововведения максимальная скорость вертолета увеличилась на 10 процентов, а крейсерская на 13. У бюро Миля уже сейчас имеется практика реальных испытаний некоторых частей нового вертолета.
Разработки КБ Камова
Перед камовцами стала более сложная задача, так как соосная схема дает много преимуществ пилоту в управлении аппаратом, однако у нее есть большое ограничение в плане скорости. Дело в том, что появляется повышенное лобовое сопротивление. Таким образом, конструкторы собираются использовать на новой машине толкающие вертолетные винты, обеспечивающие высокое горизонтальное ускорение.
Несмотря на то, что проекты обоих бюро готовы были развить требуемую скорость, их обслуживание и применение значительно превышало по расходам установленный предел. К примеру, проект завода Миля и сейчас не готов развить заданную скорость, поэтому камовцы предлагают собственный проект к разработке. Таким образом, конструкторы бюро Камова продвинулись намного дальше, предложив реальную эффективную идею по более доступной цене. У вертолета соосной схемы несущие винты крутятся в противоположных направлениях, компенсируя кренящие моменты без вмешательства пилота, что позволяет развить в полете достаточно высокую скорость.