Сколько потолков у вертолета?

Для технического описания вертолетов специалисты применяют термин «потолок».

Что такое потолок?

Потолок в авиации – это максимальная высота, которая может быть набрана определенным летательным аппаратом при конкретных условиях. Потолок может измеряться и указываться для стандартной погоды – эти условия рассчитываются, исходя из параметров стандартной международной атмосферы (МСА).

МСА представляет собой расчетную схему изменения плотности и температуры воздуха, а также атмосферного давления и кинематической воздушной вязкости с изменением высоты относительно нулевой отметки.

Реальные условия погоды могут существенно отличаться от показателей МСА. Это в свою очередь вызывает изменения заявленного потолка воздушного транспорта. Эта ситуация может объясняться по примеру вертолета.

Способность винтокрылого аппарата набирать высоту вычисляется производительностью мотора и тягой главного винта. Плотность воздушной массы напрямую влияет и на работу двигателя, и на эффективность винта. Сокращение данного показателя приводит к снижению реальной мощности мотора и его тяги.

Атмосферное давление и воздушная температура оказывают влияние на плотность. Так что если меняется хотя бы один параметр, заявленный потолок воздушного транспорта также меняется.

Разновидности потолков

Чтобы охарактеризовать возможности обычных вертолетов, применяется практический и теоретический потолок.

Статический потолок (называемый теоретическим) показывает наибольшую высоту, которую вертолет достигает при взлете по вертикальной траектории. Этот показатель также называется потолком висения. Когда будет достигнут статический потолок, аппарату не достает мощности мотора и тяги винта, чтобы набрать высоту.

Теоретический потолок определяет технические качества летательного средства, однако в действительности он не применяется. Максимальная высота вертолета МИ-6, к примеру, равняется 3990 метров. Однако это не говорит о том, что пилоты поднимаются на 4 километра, когда взлетают вертикально. Чтобы пилот достиг теоретического потолка, мотор должен функционировать на пределе своих возможностей, а винтовые лопасти должны иметь наибольший угол атаки, чтобы создать определенную подъемную силу. В этом случае появляется риск срыва и развития аварийной ситуации. Так что на практике вертолеты не набирают такую высоту.

Потолок динамический

Этот потолок характеризует наибольшую высоту, которую летательное средство набирает при движении в двух плоскостях одновременно: горизонтальной и вертикальной. Данное значение – это сервисный потолок. Он определяет высоту, на которой определенный воздушный транспорт может свободно летать. В среднем этот показатель для крупных судов составляет около 6 тысяч метров. А летательные аппараты малой авиации достигают высоты, измеряемой в нескольких сотнях метров.



Rambler's Top100