Предотвращение аварий и катастроф на вертолетах

В 2005 году была организована Международная рабочая команда IHST по безопасности вертолетных полетов. Целью создания данной организации стало сокращение количества вертолетных катастроф за ближайшие десять лет на 80 процентов. Анализ вертолетных происшествий продемонстрировал, что главными причинами катастроф становятся:

• Попадание в тяжелые метеорологические условия;

• Недостаточный профессионализм пилотов;

• Столкновение с проводами и вышками.

Таким образом, организация направила свою деятельность в данных трех направлениях: улучшать ведение радиосвязи, обеспечить профессиональную подготовку каждому пилоту, связанному с авиацией, внедрить установку дополнительного оснащения. И все это на фоне понятного и доступного девиза «Садись в кабину, и будешь жив».

В чем суть метода?

Большая часть крушений вертолетов могла бы быть предупреждена, если бы пилот своевременно принял решение не лететь дальше при резком сокращении видимости или начинающемся задымлении кабины, и вовремя совершил посадку. Как только возникают первые симптомы отказа оборудования, либо наступает любая непонятная ситуация, своевременная посадка предупредит аварию и сохранит жизнь пилоту и пассажирам.

Чего добилась IHST?

Удалось ли команде достичь поставленной цели? К сожалению, ответа нет. В целом ситуация с современной статистикой смотрится удручающе. Даже на международном сайте организации указываются последние вертолетные происшествия до 2010 года, причем здесь рассматривается только Европа. Актуальной информации нет и на российском авиационном сайте. Вероятно, последняя организация просто не утруждает себя ведением подсчета количество пострадавших вертолетов в авиационных катастрофах. Не оцениваются изменения динамики аварий из года в год. Ведь авиационным службам нужно следить еще и за самолетами.

Однако организация IHST была сформирована для проработки вопроса вертолетных происшествий, предложения мер по уменьшению аварий и реализации их. Как сообщается в докладе, общемировой показатель авиационных катастроф с вертолетами сократился до значения 5,3 на 100 тысяч часов полета, в то время как еще 10 лет назад он составлял 9,4. Однако в дальнейшем число происшествий стало увеличиваться.

Как решается эта проблема в США?

Позитивный опыт в вопросе увеличения уровня безопасности пилотов можно перенять у американцев. Федеральное управление авиации в 2014 году, основываясь на рекомендациях IHST, ввело новые правила. Так, все люди, эксплуатирующие вертолеты, осуществляющие частные и чартерные перевозки, были обязаны:

• Оснастить свои летательные аппараты радиовысотомерами;

• Во время перелетов над водными объектами обеспечить выполнение процедуры, чтобы все люди, находящиеся на борту, надевали спасательные жилеты или иные средства, помогающие не утонуть;

• Оснастить аппараты аварийными радиомаяками, которые работают с частотой 406 МГц;

• Использовать более высокие метеорологические минимумы, указывая запасные аэродромы в полетных планах.



Rambler's Top100