Безопасность полетов вертолетов: статистика России
В марте 2012 года частный вертолет неподалеку от Нижнего Новгорода во время посадки задел линии электрических передач и упал прямо в Волгу. При этом погиб пилот. В сентябре 2013 года в Твери разбился еще один вертолет, за штурвалом которого находилась российская чемпионка по вертолетному спорту М. Афанаскина. Причиной была потеря ориентации в пространстве при ухудшении условий погоды. В марте 2015 года неподалеку от Иванова разбился государственный вертолет, на борту которого были сотрудники МВД, которые возвращались в столицу с задания. В мае того же года на Камчатке случилась авария с частным вертолетом.
Все перечисленные катастрофы – это только некоторые примеры несчастных случаев с участие вертолетов в России. Какой можно сделать вывод, когда такие сообщения появляются в новостях? Люди думают, что безопасность полетов вертолетов невысока, поскольку машины ненадежны. Однако многие из потерпевших крушение аппаратов относятся к категории самых надежных вертолетов за всю историю существования винтокрылых машин.
Почему случаются трагедии?
К сожалению, катастрофы с участием винтокрылых аппаратов все равно случаются. Зачастую причинами крушений становится не отказ техники, а человеческий фактор:
• Несвоевременно прохождение техосмотра;
• Ошибки в управлении вертолетом;
• Заливка некачественного горючего;
• Применение несоответствующих комплектующих, произведенных не заводом, выпустившим вертолет;
• Игнорирование сообщений наземных служб об опасных погодных условиях;
• Управление вертолетом в состоянии опьянения или после похмелья;
• Нарушение ограничений и предписаний для конкретных вертолетов, которые указываются производителями в руководстве к эксплуатации и другой документации.
В этом случае осторожность не является синонимом трусости. А беспечность и ветреность – не одно и то же, что храбрость. Как бы мастерски ни управлял вертолетом пилот, он должен обязательно соблюдать все пункты правил безопасности полетов на вертолете, требований к техническому обслуживанию и использованию воздушной среды.
Предупреждение вертолетных аварий
Объективно оценить степень безопасности полетов нельзя, поскольку есть масса факторов, вызывающих авиационные катастрофы. К примеру, пилот не нашел провода, случайно за них зацепился и утратил управление. Что будет причиной аварии в данном случае? Недостаточная видимость (к примеру, синоптики не сообщили точные данные о метеорологических изменениях, пилот не принял во внимание предупреждение, либо погода поменялась непредсказуемо), ошибка управления (полет не низкой высоте, вследствие чего – отсутствие возможностей для маневрирования), просроченное техническое освидетельствование (неисправность машины). Здесь важно не просто найти причину уже случившейся катастрофы, а в первую очередь понять всевозможные риски и угрозы еще перед тем, как поднимать вертолет в воздух, чтобы их заранее предотвратить.