Вертолет Ка-15

В середине 20-го века инженеры ОКБ им. Камова начали работу над эскизом проекта вертолета, рассчитанного на экипаж в составе двух человек – это Ка-15. Схема конструкции оказалась стандартной – впереди экипаж, а сзади двигатель. Однако, поскольку вертолет должен быть корабельным, предусматривалось внесение некоторых поправок. С самого начала планировалось поставить мотор АИ-14В с мощностью на взлете 245 лошадиных сил и главные винты с лопастями трапециевидной формы из древесины. Их крутка должна была стать отрицательной, и иметь большое сужение. На оси вращения хорда должна была составить 300 миллиметров, а в конце она дошла до 100 миллиметров. Коэффициент наполненности одного винта составлял 3 процента. Среди всех мировых вертолетов это был наименьший коэффициент.

Создание вертолета Ка-15

Созданием универсальной конструкции занимались инженеры Костин и Бирюлин. Когда они вернулись с государственных испытаний, выбрали наиболее простой вариант – стандартную компоновку с шасси колесного типа. Через год создавался проект модели, а затем было принято распоряжение о старте финансирования работ по Ка-15.

Проект корабельного летательного аппарата представлял собой вертолет компактных размеров. Его длина была вдвое меньше, чем у Ми-1, что усложняло эффективность размещения требуемого оборудования для поиска подводных лодок. Изначально о плавучести машины конструкторы забыли, было поставлено четырехколесное шасси.

Крылья, разработанные Купфером, обладали фанерной обшивкой, а прорези были заполнены пенопластом в хвосте. Данный прием применялся для противодействия лопастному флаттеру. Если в виде примера взять Ми-4, то здесь на шарнирах в вертикальном положении ставились фрикционные демпферы. Конечно, система управления колонкой обладала промежуточными ползунами. С их помощью решался вопрос с общи и измененным шагом.

Фюзеляж

Вертолет Ка-15 обладал фюзеляжем, состоящим из силовой фермы, дюралюминиевого каркаса, небольшой хвостовой балки. Шайбы, которые крепили стабилизатор в конце балки, имели в своем составе киль и руль. Мотор находился внутри фюзеляжа вместе с вентилятором. В двигательном редукторе была коническая и планетарная понижающая передача. Мощность через него проходила к сателлитному двухступенчатому распределительному редуктору. Из кабины экипажа открывался отличный обзор за счет остекления и формы носа. Смещающиеся двери давали возможность при необходимости оставлять их открытыми.

Первый вылет для испытаний Ка-15 выполнил весной 53-го года. В его кабину сел летчик Д. Ефремов, а в начале лета того же года министр авиационной промышленности Хруничев завершил финансирование для производства данной модели. Камову пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться нового финансирования, но в меньшем объеме. За счет этого удалось усовершенствовать детали конструкции во время следующих работ и испытаний.



Rambler's Top100