Марки вертолётов: Вертолет «Омега»

Под конец 30-х годов в авиастроении по всему миру возникли реальные предпосылки переходов от экспериментальных моделей вертолетов до целевых машин. Не стоял в стороне и СССР. Но, невзирая на некоторые достижения в данной сфере, руководство Союза предпочитало инвестировать финансы в создание новых моделей боевых самолетов, т.к. в воздухе витал шанс развития II мировой. Вертолет продолжали рассматривать в качестве экзотики. Но Б. Юрьев все же смог в начале 40-го года добиться того, что был организован вертолет «Омега», специализированный ОКБ-3.

Разработки

Через несколько месяцев Юрьев по причине большой занятости был вынужден уйти из ОКБ, передав дела И. Братухину. К весне облик геликоптера окончательно определился. Почему была выбрана поперечная схема до сих пор непонятно. Может быть, это было продолжением наработок машины в ЦАГИ или же на это натолкнули успехи немецкой «Фокке-Вульф».

К июлю эскизы геликоптера, который получил обозначение «Омега», были подготовлены. Почти год потребовался для создания, а в августе 41-го года вертолет был передан на испытания на заводе. Размеры его впечатляли. Длина – 8,2 метра, колея шасси – 7,2 метра, а диаметр несущего винта – 7 метров.

Эвакуация стала причиной задержки первого вылета на 2 года. Летом 1943 года летчик Пономарев выполнял первые взлеты и посадки на месте, а потом приступили к полету на небольшой скорости по кругу.

Испытания

Высокие температуры уменьшали мощность моторов МВ-6, а также тягу винта. Продолжительность полета не была больше 15 минут. При весе 2050 кг получалось достигать скорости 115 км/ч, а высота – 150 метров. Но краткие полеты дали возможность сделать один основной вывод: геликоптер отличается стойкостью на всех проверенных режимах полетов, а управление им надежное и простое.

Было рекомендовано заменить двигатели МВ-6 на более сильные. Фюзеляж вертолета «Омега» являл собой ферменную сварную конструкцию из труб, которая обшита перкалем. В носовой части была размещена 2-местная кабина для наблюдателя и летчика.

Двигатели прикреплены были к боковым фермам с прямоугольным сечением, которое сварено из труб из стали. У силовой установки было по 2 редуктора. Нижние присоединялись к коленвалам моторов через муфту свободного хода, они отдавали вращение на вертикальный вал. Для достижения равных оборотов нижние редукторы получали сопряжение синхронным валом, что включал 2 части.

Стоит отметить, что в сравнении с более ранними моделями геликоптеров ЦАГИ, «Омега» сохранил ту же тяговооруженность, но имел больше чем в 2 раза высокую удельную нагрузку на площадь НВ. К этому вертолетостроение придет только спустя десятилетия.

После прихода из эвакуации коллектив ОКБ-3 создал «Омегу-2». От предшественника машина отличалась тем, что рядные моторы были заменены на звездообразные МГ-31Ф.





Rambler's Top100