Обучение пилотов: Вихревое кольцо вертолета


Чтобы пилот правильно действовал, когда попадает в вихревое кольцо вертолета, и мог обеспечить безопасность себе и своему аппарату, нужно иметь представление о физической модели данного образования и нюансах поведения машины в нем.

Для этого достаточно иметь школьные знания по элементарной аэродинамике, определенный опыт на практике, и главное привычку уметь анализировать происходящую ситуацию. Безусловно, все это не ограждает летчика от случайного формирования вихревого кольца, что может случиться и без определенных грубых нарушений техники и ошибок пилотирования. Данные знания и умения на практике нужны каждому пилоту, чтобы случайно оказавшись в неблагоприятном режиме, он не растерялся, а действовал правильно.

Что такое вихревое кольцо?

Под вихревым кольцом следует понимать инертное, замкнутое круговое движение воздушных молекул, которое симметрично оси вертолетного винта, опускающегося вертикально со скоростью до 16 метров в секунду. В это время энергия крутящейся воздушной массы примерно равна энергии опускающегося вертолета. С начала образования вихревого кольца вертолета до полного его формирования и возникновения воздействия на поведение машины проходит всего 5 секунд.

Данное время характеризует приблизительную степень инертности процесса формирования вихря. Так что во время появления этого кольца по воле пилота вертолет еще может двигаться в продольном или боковом направлении по отношению к данному образованию. Также он может в нем занимать безопасное место.

Положение по вертикали определяется величиной скорости опускания. Вертолет физически не имеет возможности преодолеть лишь верхнюю границу ввиду потребных для этого больших мощностей моторов. При смещении вперед, вбок или назад выход из вихря реален, однако он может привести к существенному хаотичному движению лопастей винта.

Как выбраться?

В это время пилот чувствует сильную вибрацию и существенное сопротивление вихря, когда он пытается вывести вертолет из него. Этот круговой вихрь может активно сдерживать летательный аппарат в своем центре, сокращать высоту вертолета, если летчик заранее не сможет действовать энергично и правильно. По причине резкой смены направления воздушного потока, на лопастях могут появиться углы атаки выше критических значений, следствием чего становится срыв потока с падением количества оборотов винта. Таким образом, выходить из кольца с большим шагом категорически не рекомендуется. Медленное перемещение вниз с постепенным сокращением общего шага приводит к неустойчивому поведению машины. Лопасти также будут крутиться неустойчиво, могут сократиться обороты, появится вибрация, вертолет отклонится от конуса.

Сейчас для выхода из вихревого кольца существуют специально разработанные программы, которым обучают летчиков.





Rambler's Top100